baikalarea.ru
О сайте | Иркутск  | Байкал | Прибайкалье | Кругобайкалка | Сибирь | Краеведение | Туризм | История | Иркутский мост |
Бабр
 Фотогалереи
Иркутск день за днем
Иркутск день за днем
Хотите заглянуть в самые укромные уголки Иркутска? Или посмотреть на город с высоты птичьего полета? Каждый день здесь Вас ждет новая фотография.

Иркутяне
Иркутяне
Жители, гости, просто проезжие.

Байкал
Байкал
Хрустальная вода и черный мрак глубин, бездонное небо и свинцовые облака, настоенный на травах жар долин и белые шапки горных вершин.

Кругобайкалка день за днем
Кругобайкалка день за днем
Кругобайкальская железная дорога, Байкал, горы, окружающие озеро, люди, живущие на его берегах, памятники природы, архитектуры и многое другое.

Песнь красоты Байкала
Песнь красоты Байкала
C этой минуты Вы вступили в необычный мир: на нашей планете он единственный в своем роде. Все, что Вы увидете здесь - это лишь малая часть того необьятного и великого пространства воды, овеянного легендами, которое мы называем Байкалом.

 История и архитектура
Кругобайкальская железная дорога
Кругобайкальская железная дорога
Удивительное место есть на берегу озера Байкал - одноколейная тупиковая железная дорога, в народе называемая "Кругобайкалка". Место, где спокойную и размеренную жизнь нарушают только проезжающий два раза в сутки поезд в три вагона, да компании туристов.

 Полезности
Температура в центре г. Иркутска
Температура в Иркутске
Загляните сюда перед тем, как выйти на улицу. А вдруг там уже зима!

 



Есть ли будущее у слюдяной окраины губернии?



Поселок с ласковым названием Мама, столица северного слюдяного края, административный центр Мамско-Чуйского района, расположен в живописном месте слияния рек Мамы и Витима. История слюдодобычи здесь насчитывает более 300 лет, однако интенсивное развитие района занимает более короткий период – 75 лет. Но эти семь с половиной десятилетий были самым бурным и продуктивным временем в развитии не только края, но и отечественной слюдодобычи.

О том, как сегодня живет и развивается район, находящийся на самой окраине губернии, рассказывает мэр территории Владимир Щапов.

Большие проблемы маленькой Швейцарии

Одна из основных проблем, как и в других муниципальных образованиях области, – нехватка средств в местном бюджете. Он дотационный на 94%.

До 1991 года территория, можно сказать, процветала. Традиционно местная экономика была напрямую связана с добывающими отраслями. Основа минерально-сырьевой базы – значительные запасы слюды-мусковита. По их объемам месторождение считается первым в России и вторым, после Индии, в мире. За слюдой в Сибирь люди ехали еще во времена царствования Петра. Планомерное же освоение залежей было начато в 1927 году. Максимального объема добычи мусковита удалось достичь в 70-х годах прошлого века: 12–14 тыс. тонн в год. В районе существовало два мощных предприятия – ГОК «Мамслюда» и Мамско-Чуйская геологоразведывательная экспедиция, градообразующие предприятия района, которые несли на себе всю нагрузку по содержанию инфраструктуры: детских садов, клубов. Предприятия обеспечивали теплом и электроэнергией район.

Но Мама богата не только полезными ископаемыми. Туристы, побывав в районе и полюбовавшись его красотами, называли этот край маленькой Швейцарией.

Во времена перестройки наступил спад, а потом и обвал производства. Так, в 1999 году горняки добыли всего 212 тонн ценного минерала. Но сегодня и об этой цифре приходится только мечтать. ГОК «Мамслюда», единственное в России предприятие по добыче и поставке слюды-мусковита, приказало долго жить: перестроечные реформы по «оздоровлению» экономики достигли обратного эффекта. Минерал, востребованный в первую очередь оборонной промышленностью, оказался никому не нужен. Электротехническая и химическая промышленность постепенно стали переходить от применения в электроизоляции дорогой щипаной слюды к более дешевым заменителям из стеклоткани и термостойких полимеров.

– Собственных доходов в бюджет мы имеем около 21 миллиона рублей, – рассказывает Владимир Щапов. – Консолидированный бюджет района составляет 366,7 миллиона рублей, из них 153 миллиона – по северному завозу. Бюджетных средств едва хватает на решение основных проблем: косметический ремонт и питание в больницах, школах, детских садах, приобретение медикаментов, оплату проезда в отпуск. Раз в два года работники северных бюджетных организаций имеют право на бесплатный проезд. До 2005 года в бюджете подоходный налог оставался полностью, а после, в связи с изменением налогового законодательства, собственные доходы бюджета района резко снизились – с 26 миллионов рублей до 11. Теперь не хватает средств даже для исполнения обязательств перед работниками бюджетной сферы. Сейчас, благодаря выполнению поручений губернатора, эти проблемы частично удалось решить.

Мэр территории уверен, что через два-три года экономика Мамско-Чуйского района изменится к лучшему. Толчок должно дать увеличение объемов слюдодобычи, поскольку целый ряд отраслей в ближайшем будущем едва ли найдет достойный заменитель этого минерала по ряду параметров: например, по стойкости к гамма-излучению, сверхвысоким температурам и диэлектрическим свойствам. Во многом благодаря слюде космические корабли научились относительно безболезненно проходить плотные слои атмосферы.

Золото для экономики Мамско-Чуйского района является вторым по значимости после слюды полезным ископаемым. В конце 90-х годов прошлого столетия россыпного золота добывали по 300 кг в год. Сейчас количество добываемого драгоценного металла значительно сокращается: в прошлом году, к примеру, за год добыли только 76 кг золота. Добычу затрудняют глубокозалегающие золотосодержащие россыпи сложного строения, высокая изменчивость содержания, недостаточная степень разведанности запасов. В настоящее время золотодобычей на территории района занимается ООО «Мамская горнорудная компания».

Аварийное электричество

Аварийные ситуации, связанные с ветхостью ЛЭП в Мамско-Чуйском районе, регулярно освещаются на страницах областных газет. Почему такие ситуации становятся возможными?

– Раньше линии электропередач обслуживал горно-обогатительный комбинат. В начале 1990-х годов прошло акционирование некоторых его подразделений, в результате чего образовалось АО «Импульс», – рассказывает Владимир Щапов. – Однако из-за отсутствия средств вновь созданное предприятие не смогло выполнить работы в полном объеме, линии стали разваливаться. Например, на протяжении от Мамакана до Мусковита, 81 километр, и от Мусковита до Согдиондона, около ста километров, действует одна линия вместо двух. Сил у предприятия едва хватало, чтобы поддерживать только одну линию, а вторую, аварийную, охотники за цветным металлом моментально растащили. В 2002 году «Импульс» ликвидировали, и вновь созданное предприятие «Мамские энергетические сети» было передано Облкоммунэнерго. Ситуация с финансированием улучшилась, но ЛЭП за это время до того обветшала (на 80%), что никаких собственных сил не хватит, чтобы привести ее в порядок. Область в этом году выделила 12 миллионов рублей на ремонт, однако этой суммы мало. ЛЭП работает еще с конца 50-х годов прошлого века, 263 км сетей по пересеченной местности натянуты на деревянных опорах.

Еще одна большая проблема предприятия – отсутствие квалифицированных специалистов: дефицит кадров порой достигает 70%. Многие специалисты уехали из района, в том числе и по причине низкой заработной платы – 6–7 тысяч рублей.

Только самолетом можно долететь?

К серьезным проблемам района относится отсутствие автомобильной дороги.

– Для развития экономики района, естественно, важна инвестиционная привлекательность, – продолжает Владимир Щапов. – К нам уже приезжали представители из Москвы, Санкт-Петербурга, Бурятии, Казахстана. Однако две основные проблемы останавливают инвесторов: отсутствие постоянного электроснабжения и дорог.

Основная проблема на сегодня – строительство трассы, круглогодично связывающей Мамско-Чуйский район с соседним Бодайбинским.

Всего протяженность дорог в районе составляет 260 километров, вместе с поселковыми – 380.

По словам мэра, дорогу эту начали строить десять лет назад, и до сих пор работы не закончены. В нынешнем году из областного бюджета на дорожные работы выделено 10 млн. рублей, которые полностью освоены, но эта сумма ничтожно мала. Из 80 км дороги, соединяющей Мусковит от Мамакан, пройдено 48 км. Осталось 16 км до встречи с участком бодайбинской дороги, это самый сложный отрезок. На нем нужно построить два моста по 36 м и один – около ста метров. Если оставшиеся километры будут осилены, то появится постоянное сообщение с «большой землей». Пока у Мамско-Чуйского района пять месяцев в году связь с землей только самолетом, четыре теплых месяца – связь по реке и три – по зимнику.

Однако эти пять месяцев, в которые можно только улететь, могут стать для района «невыездными». ОАО «Аэропорт Мама» было объявлено банкротом, сейчас находится в стадии конкурсного производства. Проведена оценка предприятия, скоро объект выставят на торги.

– Мы ведем переговоры о том, чтобы взять бюджетный кредит и выкупить аэропорт в собственность муниципалитета, – говорит Владимир Щапов. – В дальнейшем планируем передать его в ведение аэропорта Иркутск. Ни в коем случае, на наш взгляд, нельзя допустить продажу аэропорта в частные руки, поскольку неизвестно, как тот же частник себя поведет, как изменятся цены на авиаперевозки. Может случиться, что он вообще разорит предприятие, а этого допустить нельзя. Авиация на данный момент – основное транспортное средство, связывающее район с «большой землей».

Благодаря помощи руководства области удалось получить кредит на приобретение досмотровой аппаратуры для аэропорта в размере 2,5 млн. рублей.

– Несколько лет мы не могли разрешить данную проблему, – отметил Владимир Щапов. – Из-за отсутствия интраскопа все почтовые отделения райцентра находились на грани закрытия. Люди не могли отправить посылки своим родственникам, поскольку обязательный досмотр посылок и бандеролей было невозможно провести. Кроме того, с конца марта мы не могли получить сертификат на обеспечение авиационной безопасности. Сейчас эти трудности уже в прошлом. Но есть еще одна проблема: цена авиабилета Мама – Иркутск составляет 5 тысяч 730 рублей в одну сторону, что для большой части населения сумма неподъемная, а выезд на лечение зачастую необходим, и откладывать его нельзя.

Коммуналка: 20 лет без ремонта

На 90% жилье в районе благоустроенное. Еще несколько лет назад для жителей это был несомненный плюс. Однако после того как «квартирный вопрос» перешел в ведение муниципалитетов, появились острые проблемы по содержанию жилья.

– Сейчас в отдаленные поселки необходимо завезти около 15 тысяч тонн угля, – рассказывает мэр территории. – За полторы сотни километров, через перевалы, завозим продукты питания, топливо. Практически вся дорога проходит в горной местности. На двух перевалах, Согдиондонском и Кочектинском, перепад высот достигает полутора километров.

Строительство жилья в последнее время не ведется. 80% из 182 тыс. кв. м жилья находится в аварийном состоянии. Единственное предприятие, которое сегодня работает в коммунальной сфере района, – МУП «Теплоэнерго». Долги населения перед ним превышают 47 млн. рублей. На рассмотрение в суд подано 650 исковых заявлений на злостных неплательщиков, однако из-за того, что в районе нет мирового судьи – специалист только изредка приезжает в Маму из областного центра – данная проблема решается медленно.

В месяц поступления в МУП «Теплоэнерго» должны превышать 5 млн. рублей, однако благодаря неплательщикам сумма не дотягивает и до 3 млн. Из-за нехватки средств предприятие не может обеспечить должный ремонт жилого фонда, тепловых сетей, приобрести необходимое оборудование. Капитальный ремонт объектов коммунальной сферы не проводился более 20 лет, из 92 км теплосетей 87% нуждаются в замене.

– Для подготовки к отопительному сезону область выделила 22 миллиона рублей, – продолжил Владимир Щапов. – Плюс предприятие затратило 8,3 миллиона из своих средств. На эти деньги делается реконструкция школьной котельной в райцентре и ремонт котельных в двух поселениях. Частично поменяли участки теплосетей – всего около двух километров. Для более масштабного ремонта нет денег. При этом состояние отопления внутри домов – это вообще «мина замедленного действия».

Экстремальный «Меридиан»

Несмотря на все финансовые и коммунальные сложности, жизнь в районе продолжается.

Третий год в Маме работает туристический клуб «Меридиан», в него входят и юные, и взрослые любители экстремального туризма. Основатель и руководитель клуба – Валерий Белых, директор районного Дома детского творчества, депутат районной думы. Члены клуба – не только туристы, они еще и организаторы соревнований, турниров, военно-спортивных и патриотических игр.

Основное же увлечение «меридианцев» – водные походы на катамаранах. Ребята сплавляются по горным рекам, по маршрутам 4–5-ой категории сложности. Нынешним летом команда из 11 человек сплавлялась по реке Горная Чуя, ребята прошли 380 км.

В спортивно-патриотическом клубе «Русич» мамские мальчишки и девчонки осваивают боевые искусства, изучают историю родного края, организуют выставки, самодеятельные выступления, концерты.

– Мне кажется, прививая подрастающему поколению любовь к родному краю, мы возрождаем былое величие нашего района, – заключил Владимир Щапов. – Дети, понимая, что от них зависит будущее, не покинут свою малую родину, а будут всячески способствовать ее процветанию.

Анна Виговская

26 октября 2007 г.

Областная газета
просмотров: 1245
 Форум

Ваше имя: где живете:
       e-mail:           www:


Введите код:




 Другие статьи
Мама — блеск и нищета слюдяного края

Мамско-Чуйский район умирает. Единственное его богатство — слюда мусковит, узкая специализация района, сегодня почти не приносит прибыли. ГОК Мамслюда находится в последней стадии банкротства. Люди из района бегут — все официальные лица твердят, что активная часть населения район уже покинула, остались старики и дети. А те, кто остался, буквально умоляли нас: "Пишите о районе как можно хуже, пусть областные власти обратят внимание на нашу жизнь — мы умираем!" Первый случай за время существования проекта "44", когда нас не упрекали в том, что мы ищем чернуху и исполняем чей-то заказ, а сами просили: "Пишите как можно хуже!"... Дальше...




 Поиск Google  

 
Web baikalarea.ru
 Разделы  

Байкальский край
Прибайкалье
Регионы
Ангарск
Шелехов
Братск
Усть-Илимск
Нижнеудинск
Тайшет
Деревни, поселки
Александровск
Алужино
Алымовка
Ангасолка
Аршан
Ахины
Байкал порт
Байкальск
Баклаши
Балаганск
Балахнинский
Барлук
Батама
Баяндай
Белореченский
Бельск
Березовый
Бильчир
Бодайбо
Большая Речка
Большие коты
Большое Голоустное
Большой луг
Борохал
Бургаз
Бурдаковка
Буреть
Быстрое
Верхнемарково
Веселый
Визирный
Витим
Вихоревка
Воробьево
Голуметь
Горячий ключ
Горяшино
Грановщина
Грудинино
Грязнушка
Ербогачен
Жданово
Железнодорожный поселок
Жердовка
Забитуй
Заводской
Залари
Заречное
Зима
Ивановка
Капсал
Карда
Карлук
Карнаухово
Катанга
Кахинское муниципальное образование
Качуг
Кимилтей
Киренск
Ключи
Ковыкта
Култук
Кутулик
Листвянка
Максимовщина
Мальта
Мама
Манзурка
Мардай
Марково
Мегет
Мельзаны
Мельничная падь
Метляево
Михайловка
Мишелевка
Моты
МРС
Мурино
Нагалык
Нижнеудинск
Новожилкино
Новонукутский
Новоснежый
Нуху-Нур
Обхой
Одинск
Оек
Окунайский
Олонки
Олха
Парамоновка
Патроны
Петрово
Пивовариха
Пихтинск
Подкаменная
Покровка
Половина
Преображенка
Прохоровка
Ревякино
Савватеевка
Саган-Жалгай
Сафроновка
Саянск
Свирск
Селиваниха
Слюдянка
Старая Ангасолка
Суховский
Сухой Ручей
Тайтурка
Тальники
Тельма
Тибельти
Тихоновка
Тулун
Тургеневка
Тыреть
Узкий Луг
Урик
Урик
Усолье-Сибирское
Усть-Алдан
Усть-Куда
Усть-Кут
Усть-Уда
Уталай
Утулик
Хайта
Холмушино
Хор-Тагна
Черемхово
Чуна
Ширяево
Шиткино
Шишкино
Шутхулун
Мангутай
Тугутуй
Петровка
Хохорск
Кеуль
Шаманка
Усть-Орда
Онгурены
Верхоленск
Якурим
Карам
Нюруткан
Средний
Черноруд
Рудовка
Анучинск
Каменка
Заплескино
Воробьевка
Хомутово
Поздняково
Куйтун
Пономарево
Буря
Вершина
Угольник
Большой Кашелак
Вершининск
Еленинск
Старообрядческие поселки
Памятники природы
Горы
Пещеры
Реки
Скальники
Природные явления
Прибайкальский национальный парк

 Мама

1. Мама — блеск и нищета слюдяного края
2. Есть ли будущее у слюдяной окраины губернии?

  Последние сообщения  

  Реклама  


  Друзья и партнеры  


www.baikalsvet.com Светодиодные технологии. Светодиодные прожекторы, светильники. Ландшафтная и интерьерная подсветка.

  Ссылки  



 
Байкальский край


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001152209332 (Байкальский край)


92 ms Golden BABR Журнал Вокруг света. Путешествия, приключения, открытия, рассказы, страны, первооткрыватели,
исследователи, география, континенты, сокровища, клады, обои, ссылки, отдых, Крым